Ты подписал контракт с лейблом Universal/Motown, получается, что круг замкнулся - ты снова работаешь с Sylvia Rhone, которая подписала Leaders of the New School в 1990-м. Каково снова вернуться к началу?
Back on my bullshit (так должен был называться новый альбом рэппера - прим. Rap.ru). Понимаешь, о чем я? Мы снова вместе, как и должны были. Я никого так в этом бизнесе не любил как эту женщину. И она тоже влюблена в то, что я делаю, и вкладывает в наш проект настоящую страсть. Сильвия такой человек, что если она в тебя верит, то пойдет с тобой и в огонь и в воду. И для меня это хорошая возможность нажать кнопку перезагрузки. И все получается - я выпустил один трек ("Arab Money"), и он сейчас везде - вот как она умеет работать с Busta Rhymes. Я вернулся в свою зону комфорта, где не был уже лет пять.
Так почему же ты ушел от нее с Elektra на J Records?
Тогда я был совсем в другом измерении. Я чувствовал, что мы уже переросли ситуацию, когда могли работать вместе. Мы были монстром, который больше не помещался в здании. Наши клипы сначала стоили 600 000 долларов, а закончили суммой в 2 400 000 за видео. И что мы могли еще сделать? Потратить 3-4 миллиона, чтобы превзойти предыдущие? А мы всегда пытались превзойти себя. И мы с Сильвией были настолько круты вместе, что соревноваться нам не с кем было, только с собой. Ну например, на первом альбоме у меня пела Zhane ("It’s A Party"). На "When Disaster Strikes" уже Erykah Badu ("One"), а на следующем сама Janet Jackson ("What’s It Gonna Be?"). Все становилось круче и круче, пока не дошло до предела. И нам надо было отдохнуть друг от друга и дать кому-нибудь еще попробовать достичь такого успеха.
Ты говоришь, что сейчас тебе очень комфортно, но ведь и на Aftermath у тебя был большой потенциали ожидания были высокими. Что же случилось?
Ммм... Упорство и терпение Dr. Dre были для меня слишком велики. Я уважаю эти качества и если ты с ним, то ничего другого для тебя не остается, как принять их. Он отличается от большинства из нас, потому что успешен за космическом уровне уже очень долго. И так как он не артист, а продюсер, то может себе позволить очень долго отшлифовывать творчество. А я артист и должен быть на переднем плане всегда. И вот пока он работает над музыкой для тебя, ты должен сидеть рядом три-четыре года, чтобы все-таки выпустить альбом вместе. Потому что ничто не достаточно хорошо для Dre. Но это вообще-то хорошо, потому что в итоге получился "The Big Bang", один из лучших моих альбомов.
Судя по твоей дискографии, тебе хватало год-полтора, чтобы выпустить новый альбом, не говоря уже о гостевых участиях.
Да, я так работаю. Когда сам рулю процессом. Но я попал в чужой монастырь и должен был играть по другим правилам. Я попал к человеку, который превзошел мой успех, поэтому работал по его правилам. У Dre не было проектов, которые не принесли пять или хотя бы три миллиона долларов, поэтому убедить его работать не так, как он привык, нельзя. На том альбоме первым синглом был "I Love My Chick", но ни он, ни я не хотели этого. Представляешь, три года Busta Rhymes не выпускал альбомов, работает с самим Dr.Dre, а первым синглом компания делает трек, который продюсировал не он. А люди-то ждали как раз нашего совместного творчества. Все помнят, каким получился наш трек "Break Ya Neck", когда я еще был на J Records. Альбом "Genesis" в итоге продался тиражом 1.9 миллионов. Ну и какой смысл быть на Aftermath/Interscope и не выпустить сингл с Dre? Но это не мы с ним решали, а Джимми Йовин. Этого нельзя было делать, но уж что получилось, то получилось. Если бы мы настояли на другом сингле, то не получили бы должной поддержки от лейбла, так что вышло бы то же самое. А потом то происшествие на съемках клипа. Негатив в прессе, разборки в суде, аресты. Была настоящая анти-Busta кампания.
Альбом получил хорошую прессу, но спустя некоторое время о тебе вспоминали в связи с чем угодно, но не с музыкой.
Да, никто не думал, что Busta - артист с новым альбомом, а только - он бандит и прочее дерьмо.
Твой новый альбом должен был называться "Blessed", и несколько песен из него просочились в интернет. Правда ли, что между тобой и Джимми Йовином был спор, из-за которого ты и ушел на Universal/Motown?
Нет. У меня никогда не было с ним вражды. Мы сели вместе и рассказали о своем видении совместного будущего. Я хотел перемен, и я очень уважаю Джимми за то, что он принял мою позицию. Он отпустил меня так, как я и не ожидал - вместе с альбомом. Чего я еще мог просить? Любой лейбл, вкладывающий в тебя деньги, потребовал бы их возврата любым путем. Но мы хорошо поговорили, с уважением друг к другу, и ситуация разрешилась.
Рэпперы так часто упрекают лейблы в том, что они ничего для них не сделали, что невольно приходят мысли о том, что таким образом они пытаются оправдать свои дерьмовые песни. У меня вроде бы есть основания жаловаться, но я не буду.
Я бы и хотел, чтобы успех этого альбома был большим, чем он есть, но ничего бы в нем не изменил, так как "The Big Bang" все равно один из моих любимых альбомов, если не самый любимый. И по лирике, и по идеям, и с музыкальной точки зрения. У нас в треке со Стиви Уандером был оркестр из шестидесяти инструментов! На этом альбоме буквально целые фильмы, а не песни, и я бы не изменил в нем ничего. Ну разве что убрал бы "I Love My Chick" на другой альбом, где этот трек лучше бы смотрелся.
Сколько песен из "Blessed" будет на "B.O.M.B."?
Примерно 20 процентов. Я так был вдохновлен тем, что снова буду работать с Сильвией, королевой, что захотел сделать новые бомбы для нее. Это новая ситуация такая сексуальная, и контракт сексуальный и бабки. Я буквально жил в студии, как будто у меня нет дома и семьи. И на этом подъеме сочинились отличные песни.
"Arab Money" становистя новым хитом от Busta Rhymes, но название не самое политкорректное. Не чувствуешь ли ты какой-то отрицательной реакции?
Да не, разве что чуть-чуть. Но успеху песни это не вредит. К арабской культуре у меня только уважение. А недовольство высказывают люди, которые к ней никакого отношения не имеют. Они выступают из-за каких-то опасений, ведь сейчас все боятся хоть как-то кого-то задеть, высказать хоть что-то рисковое. Но до тех пор, пока кто-то имеющий непосредственное отношение к арабской культуре не выскажется против песни, мы будем ее продвигать.
На свете не так уж много топовых продюсеров, с которыми ты не работал. Есть ли те, с кем бы ты хотел еще записать что-то вместе?
Premier. Никогда с ним не работал и всегда очень хотел. Только что получил от него несколько битов, а ждал несколько лет, ведь он всегда закрыт для тех проектов, над которыми не работает, можно месяцами от него что-то ждать. И у нас уже четыре альбома такая ситуация - мне нужна музыка, а он занят. А когда он мог прислать что-то, у меня уже все готово и вышло. И еще я никогда не работал с Kanye, хотя мне всегда нравился его продакшн. Думаю, сейчас самое время.
А с кем запомнилась работа?
J Dilla, Dr. Dre, Nottz, Dj Scratch, Pharrell, Cool & Dre.
Каково было работать с Dilla?
Dilla был просто ... идеален для меня. Он всегда делал именно то, что нужно, даже если ты ему и не говорил, что тебе нужно. Он знал, чего я хочу и делал это. А если бы он спросил, я бы ему не описал этого словами. Он был на каждом моем альбоме именно поэтому, без него я просто не заканчивал работу.
Если посмотреть на твою дискографию, то ты просто обязан быть в числе пяти лучших рэпперов. Однако, когда такие пятерки составляются, тебя там не бывает. Что ты думаешь на этот счет?
Да ничего. Никогда не оценивал себя с этой точки зрения. Я делаю свое дело и это сносит крышу у любого мазафакера. Ни один ниггер не скажет, что уделал меня в сочинении песен. И никто не скажет, что выступает лучше меня. Это факт и оспорить его нельзя. Люди не включают меня в свои пятерки, но спроси их, кто и в чем лучше меня? Возьми любой мой совместный трек, "Flava in Ya Ear (Remix)", или "Scenario", или любой другой - разве хоть про один можно сказать: "О, Басту уделали на этом треке"? Никогда ты такого не услышишь. А концерты? Никто не скажет: "Этот ниггер выступает лучше, чем Busta и его ниггеры". Люди ставят в свои топы одних и тех же, кого они всегда слышали и неважно, звучат ли песни Jay-Z, Nas или Biggie на радио, все равно они будут в этих хит-парадах.
Ты заключил свой первый контракт в семнадцать лет и до сих пор в деле. Если бы ты инструкцию к карьере, то что бы ты посоветовал начинающим МС?
Придумывать идеи, уметь сочинять, правильно относиться к творчеству и хорошо выступать. И все это вместе. Я получил это знание от Chuck D. Когда мы записывали первый альбом Leaders of The New School, можешь посмотреть на треклисте на обложке, мы разделили его на три части: "дом", "столовая", "после школы". Расписали все на бумаге, пришли на лейбл и объясняли, что мы хотим делать. "Мы хотим сделать материал для школьников. Вот "Show Me a Hero", он пойдет в третью часть, так как после школы часто бывают драки, и песня агрессивная. А вот для "столовой" трек, "Sounds of the Zeekers", потому что там участвуют много ниггеров, а что все в школе в столовой делают? Сидят вместе, чего-то битбоксят, сочиняют". Конечно, очень важны тексты, потому что именно они приносят тебе уважение как к МС. Но если ты придурок, никто их не будет слушать. Когда заходишь в комнату, ты должен ее буквально озарять, даже не сказав ни слова. Выглядеть как звезда и быть звездой даже без микрофона. Продакшн должен быть очень крутым. Ну и последнее, что показывает крутого артиста, это выступления. Ниггеры приходят потратить деньги на тебя, и ты обязан их убедить, что они сделали это не напрасно. Для нас таким стандартом были Public Enemy, мы равнялись во всех аспектах на них.
А что у тебя с карьерой в кино?
Только что доделали фильм "Order of Redemption" с Томом Беринжером и Армандом Ассанте. Должен выйти в апреле-мае. Я в то время, пока был на Aftermath, перестал сниматься, но сейчас вот в этом снялся и еще два фильма в расписании.
Ты все еще ведешь дела с Papoose и Kay Slay?
Нет, общих дел у нас больше нет, но я и Slay уважаем друг друга. Он умный чувак и мы всегда будем в хороших отношениях. Были трудности, мы не могли целиком работать вместе, но это неважно, у нас сейчас все нормально.
И последний вопрос, "Back On My B.S.", чего мы можем ожидать от него?
Самое лучшее из того, что можно вообще ожидать от Busta Rhymes. Самое хорошее во мне это то, что я не становлюсь хуже. Вдруг это последняя моя работа, тогда она должна быть лучше предыдущих, и этот альбом будет феноменальным. Там будет и старый Busta Rhymes, на котором люди росли и которого они всегда ждут. Мы не будем возрождать "Put Ya Hands (Where my Eyes Can See)" и "Woo Haa". В музыке много нового, с чем стоит познакомить людей, ведь я люблю развиваться и задавать новые стандарты. Но и в этом случае слушатели узнают элементы старого Busta.
|