Другой всем известной ипостасью хип хопа было граффити. Родилось оно в 70-ом году, когда 16-летний чернокожий парнишка по имени Деметривс из Вашингтон Хайтс стал метить стены Нью-Йоркского даунтауна своей кличкой – Taki 183. Такая метка называлась «тэгом» и представляла собой классический пример би-бойских кликух.
Она складывалась собственно из псевдонима и номера родной улицы: Lenny Len Lake 2, Rip 7, Tracy 168 и так далее. Иные би-бои выдумывали себе крикливые прозвища – тот же Crazy Legs или, к примеру, The Man With A Thousand Moves… Сам по себе тэг искусством не был – он, собственно ничем не отличался от каракуль наших подъездных королей. Taki был ничуть не изобретательней остальных – писал простым маркером без наворотов.
Но Taki был маньяком: своим тэгом он изгадил пол Нью-Йорка, заслужив всенародную славу и бросив вызов остальным би-боям. Началось соцсоревнование – каждый стремился наляпать свой тэг на более видном месте, сделать его больше и красивее.
По сути, это было такой же формой карнавальной перебранки, как брейк или реп. Очень быстро тэги превратились в настоящие картины с персонажами и индустриальными пейзажами.
Лупоглазые персонажы-караксы обычно брались из американских комиксов или японских мультиков-манга. Скоро в ход пошли пульвера и через несколько лет все тэги стали цветными. Но поначалу культовым оружием граффитистов были самодельные маркеры – в банку из-под дезодоранта напихивалась «копирка» и заливалась спиртом с ацетоном; отверстие затыкалось старым носком. Не удивительно, что с такой хреновиной в кармане би-бой чувствовал себя анархистом-бомбометателем. Рисовать граффити на сленге стало называться «to bomb»…
Зато на кисти существовало табу – художник, застуканный за работой кистью, дисквалифицировался, отпетушивался и съедался. Писез рисовали сразу и набело – спреем картину не подправишь. Мастерство граффитиста заключалось в твердой руке и умении подбирать цвета и распылители; грамотные бомберы знали бездну номеров, обозначающих оттенки крилона.
К 1972 в городе появилось несколько граффити-бригад –«The EX Vandalist», “The Soul Artists”, “ United Graffiti Artists”.
В том же году би-бой Super Kool 223 додумался надеть на пульверизатор распылитель от крема “Gillette”. Это дало широкие ровные полосы, и Super Kool нарисовал первую большую цветную картину, превратив граффити в монументальное искусство в духе Сикейроса
Один за другим возникали новые стили написания тэгов: Phase2 придумал пузатый шрифт «bubble letters»; Blade и Comet – огромные «плоские» черно-белые буквы «blockbuster»; потом появился, объемный шрифт “3D», придуманные King 2 и Pistoll; и наконец возник самый сложный – “wildstyle”, в котором буквы, хитро переплетаясь, складываются в абсолютно нечитаемую паутину.
Между стилями и бригадами шла постоянная борьба, запечатленная в знаменитом фильме «STYLE WARS». Часто соперничество вело к замалевыванию чьих-нибудь картин собратьями по цеху. Одна из бригад даже так и называлась – «T.C.O.», другим известным вандалом был би-бой Сар, а шрифт «blockbuster» изобрели специально для таких подлянок. Конечно, «кросс-аут» был занятием в высшей степени стремным – смельчака могли покалечить. Но если бы не дух храбрости и оголтелости, витавший тогда над гетто, вообще бы не было никакого граффити.
Вскоре бомберы взяли в художественные оборот личный автотранспорт и вагоны метро. Год спустя би-бой Riff продемонстрировал пассажирам первый полностью разрисованный вагон, а Flint707 разделал под орех чью-то машину.
Публика охерела – журнал «New York Magazine” учредил ежегодную Премию Taki за лучший граффит, а власти объявили бомберам войну. Носить в кармане баллончик стало опаснее, чем пистолет. Десять лет спустя, в 1983, художник МАЙКЛ СТЮАРТ, ЗАСТАНЫЙ ПОЛИЦИЕЙ ЗА БОМБИНГОМ, БЫЛ ИЗБИТ ДО СМЕРТИ.
Брейкерам запретили танцевать в метро. Мэр Нью-Йорка Эд Коч выделил 22 миллиона долларов на строительство двойного забора с колючей проволокой вдоль всех линий подземки. Между рядами забора бродили патрули копов с собаками.
Фирма «MTA» изобрела специальную машину «Buffen» для очистки вагонов от живописи, и мэрия закупила десятки таких машин. Вскоре выяснилось, что после общения с «Buffen» вагоны начинают безутешно ржаветь, чахнуть и умирать.
Короче, войну власти проиграли -1981, год наибольших репрессий, был для граффити самым продуктивным. У брейкерских бригад стало хорошим тоном устраивать битвы в сабвее, под носом у полиции, и разбегаться при ее приближении. “Whole-car” – роспись плохо стоящей машины- тоже стала видом благородной охоты.
Кроме того, в ответ на гонения бомбинг приобрел идеологическое содержание и стал для черной молодежи формой революционной борьбы. Как объяснял в интервью политграмотный би-бой Дж. Уолтер Нигроу, - «Хитрость в том, что бы нарисовать там, где они не достанут. И когда Вавилон падет в огне, останется свидетельство того, что не все здесь были болванами…»
|